Яна Чурикова о прошлом и настоящем российского MTV

Интервью

25 сентября 1998 года в России началось регулярное вещание канала MTV.

27 сентября в СК "Олимпийский" состоится большой концерт, посвященный 20-летию вещания телеканала MTV в России. В программе концерта выступят как артисты, чьи клипы ротировались на "старом" MTV, в числе которых "Маша и медведи", Найк Борзов, Линда и др., так и сегодняшние молодежные герои: Feduk, Манижа, Therr Maitz. На сцену поднимутся легендарные ведущие, ставшие не так давно героями фильма Юрия Дудя о русском MTV. Борис Барабанов встретился с руководителем каналов молодежного и музыкального вещания холдинга Viacom Яной Чуриковой, чтобы расспросить о том, как живет канал, который с 2010 года не называет себя "музыкальным", а с 2013 не вещает в обычном эфире.

— Яна, многих, думаю, удивит тот факт, что российское MTV в принципе существует. Им еще нужно объяснить, где этот канал.

— Канал вещает на спутнике и в кабельных сетях. Процентов тридцать программ, которые вы видите на российском MTV, производятся в России. Если говорить о соотношении развлекательного и музыкального контента, то 60% — это развлекательные программы, остальное — музыка. Не стоит забывать, что MTV сейчас — это не музыкальный канал. Для музыки у нас существуют каналы MTV Hits , MTV Rocks, MTV Dance, MTV Live HD. Они тоже есть в пакетах кабельных и спутниковых операторов. Есть операторы, которым больше нравится музыка "для тех, кому за", они охотно берут каналы VH1 , которые, как и MTV, относятся к Viacom. Их два — European и VH1 Classic. Это совсем олдскул. MTV — молодежный канал. Но сейчас не 1998 год. Сейчас нет какого-то одного места, куда ты приходишь и находишь там всю молодежь.

Сейчас наша аудитория делится на две части. Возрастная категория 25+ — те, кто помнит "старое MTV", кто, может быть, на нем вырос, кто ценит бренд за ощущение крутости, за правильный баланс отечественных и зарубежных хитов в плейлисте. И есть 12–24-летние, где особо выделяются школьники.

— В какой-то момент российскому MTV пришлось решить сложную задачу: превратиться из вещателя в комьюнити, чтобы достойно конкурировать с социальными сетями, которые сами по себе комьюнити, это их хлеб. Как вы это решали?

— Да, нам пришлось освоить их инструменты. Сейчас в сообществе российского MTV "ВКонтакте" 0,5 млн человек, 1,5 млн в Facebook. Мы выкладываем наш контент на YouTube. Понимаешь, у платформ ведь тоже есть постоянная необходимость в контенте. Раньше можно было услышать: "Зачем ты выкладываешь „12 злобных зрителей“ в интернет? Это же каннибализирует твою аудиторию, она уйдет с канала, ты потеряешь цифры!" В случае тематического ТВ никакой каннибализации не происходит. Если бы это был эфирный канал, это было бы заметно. У нас — нет, наоборот, мы собираем аудиторию по кусочкам. Просмотры на YouTube, плюс просмотры "ВКонтакте", плюс аудитория на ТВ.

— Тебе понравился фильм Юрия Дудя об MTV?

— Насколько я поняла, Юре было важно поговорить, прежде всего с самим собой. Может быть, когда-то давно юный Дудь смотрел MTV и думал: "Какие они там все крутые!" И наверное, не только он.

— Мне кажется, фильм такой длинный, что многие не досмотрели до самой интересной темы: как получилось, что люди, смотревшие такой прогрессивный канал, выросли в таких, в общем-то, консервативно настроенных граждан, которые целиком поддерживают решения партии и правительства?

— Я думаю, что те, кто нас смотрел, перевели вот эту составляющую свободы в разряд творчества. Нам важно было воспитать в них свободу делать то, что нравится, свободу творить. Понимаешь, люди раньше даже камер боялись. Чтобы набрать публику на съемки первых выпусков "12 злобных зрителей", найти тех, кто не зажимается и не входит в ступор, нужно было провести немереный кастинг. Вот этого человека, чуть более свободного, мы вынули из предыдущей социальной формации, вот, в чем дело.

Свобода самовыражения. Сегодняшнее MTV может дать очень многое, чтобы человек себя раскрыл.

— Ты много лет ведешь трансляции "Евровидения". С годами конкурс политизируется, и, учитывая то, что трансляция идет в прямом эфире, я уверен, бывают оговорки, о которых потом жалеешь.

— Наверное, в 2002 году я впервые объявляла в эфире результаты — баллы от страны. А в 2009-м переключилась на комментаторскую работу. Я изучаю страну, отсматриваю все репетиции, все про всех гуглю. Стараюсь даже не самые хорошие песни подавать под страноведческим углом, так, чтобы зрителю все равно было интересно. Эти эфиры — минное поле. Я стараюсь давать максимально нейтральные комментарии, особенно когда говорю о конкретных странах. Знаешь, именно во время "Евровидения" у людей как будто обострение случается. Я это чувствую по реакции на то, что говорит комментатор.

— Наверное, самый сложный момент наступает, когда комментатор понимает, что представитель его страны в этом году выглядит слабо. Как в этом году, например.

— Да, это было обидно, конечно! Ну я опять нашла нужные слова, сказала что-то примиряющее. Понимаешь, артист, представляющий твою страну, это на самом деле не один человек, а работа огромной команды — канала, постановочной группы. Так что я, кажется, ушла в какую-то романтическую ноту, типа, это все равно победа... Хотя внутри все кипело: "Как могло произойти, что моя страна впервые не вышла из полуфинала? Почему это пришлось именно на мой эфир?"

— Давай поговорим о концерте в честь 20-летия MTV. Канал стоит одной ногой в славном прошлом, а другой в светлом настоящем. Программа концерта строится по такому же принципу. Кто в этом концерте будет хедлайнером? Какая-то конкретная "собирающая" звезда? Или сам бренд MTV?

— Скорее бренд, и все хорошее и теплое, что связано с понятием "MTV". Из большого списка артистов — "Кирпичи", Децл, "Сплин" и воссоединяющаяся на один вечер группа "Гости из будущего". Дело в том, что в нынешнем своем воплощении российское MTV не делало таких больших событий. Мне бы хотелось, чтобы в концерте со сценарной точки зрения был здоровый троллинг. То ли сегодняшнее молодое поколение "подкалывает" старую школу, то ли наоборот. В любом случае слишком серьезно говорить о прошлом, воспевать его и противопоставлять настоящему никто не собирается.

— Есть одна группа, которая устроила бы и поколение 1998 года, и поколение 2018-го. Это Red Hot Chili Peppers, которые выступали на презентации MTV Russia на Васильевском спуске.

— Их точно не будет. Мы не совпадаем с их графиком.

Основатель и идейный создатель радиостанции Дмитрий Савицкий совместно с генеральным директором филиала в Ставрополе Елизаветой Прокопишиной объявили о старте радиовещания.

К региональной сети вещания Love Radio присоединился город Ефремов Тульской области. Частота вещания – 102,0 FM, потенциальный охват населения – 45 тысяч человек, сообщает OnAir.ru со ссылкой на пресс-службу Krutoy Media.